О сыре, ТУ, Государственных стандартах и интеллектуальной собственности...

На основании Закона Украины «Относительно порядка временного действия  на  территории Украины отдельных актов законодательства СССР» №1545 с 12.09.1991года и «Инструкции по экспертизе объектов техники на патентную чистоту», утвержденной Постановлением Государственного комитета Совета Министров СССР в делах изобретений и открытий 29.01.1974г., п.5.9.1. которой, в частности, указано: «Экспертиза проектов стандартов на патентную чистоту имеет целью обеспечение патентной чистоты продукции, которая будет выпускаться в соответствии с данным стандартом, а также способов (технологии) её изготовления, контроля, испытаний и измерений, если такие способы регламентируются стандартом. Стандарт (проект стандарта) следует считать обладающим патентной чистотой в тех случаях, когда выполнение регламентируемых им норм и требований не может повлечь за собою нарушение патентов…» ООО «Инт-Рейтинг» обратилось с письмом к Госстандарту Украины с просьбой предоставить  ответ на следующие вопросы:
    • Каким документом сейчас регламентирован порядок (в т.ч. приказ или решения органа исполнительной власти и т.п.) относительно проверки проектов и действующих Стандартов на патентную чистоту?
    • Где возможно ознакомиться с  экземплярами отчетов о проверке на патентную чистоту межгосударственных, национальных, отраслевых и других стандартов или технических условий?
    • Какие  организации  или предприятия являются уполномоченными проводить для Государственного комитета Украины по вопросам технического регулирования и потребительской политики поиск относительно проверки проектов и действующих Стандартов на патентную чистоту?
    • Предусматривает ли проверка на патентную чистоту проектов и действующих Стандартов проведение экспертизы прав на объекты интеллектуальной собственности, включая их стоимостную оценку (в соответствии с требованиями ст.5 Закона Украины “О научной и научно-технической экспертизе” №51/ 95-ВР от 10.02.95г.)?
 
Из письма Государственного комитета Украины по вопросам технического регулирования и потребительской политики (Госстандарт Украины) № 1451-5-11/19 с 20.02.2007года:
 
Согласно статье 1 Закона Украины “О стандартизации” “стандарт – документ, разработанный на основе консенсуса и утвержденный уполномоченным органом, который устанавливает предназначенные для общего многоразового использования правила, инструкции или характеристики, которые касаются деятельности или ее результатов, включая продукцию, процессы или услуги, соблюдение которых является необязательным”. Стандарт - это признанное специалистами и заинтересованными сторонами техническое правило.
            Стандартизация направлена на достижение оптимальной степени упорядочения в определенной сфере, результатом которой являются повышения степени соответствия продукции, процессов и услуг их функциональному назначению, устранению барьеров в торговле и содействию научно-техническому сотрудничеству.
            В статье 5 указанного Закона среди основ государственной политики в сфере стандартизации установлены нормы:
  • доступности стандартов и информации относительно них для пользователей;
  • приоритетности прямого внедрения в Украине международных и региональных стандартов;
  • открытости и прозрачности процедур разработки и принятие стандартов с учетом интересов всех заинтересованных сторон.
Одновременно Хозяйственный кодекс Украины (статья 12) определяет стандартизацию как один из основных средств регулирующего влияния государства на деятельность субъектов хозяйствования.
Согласованно с изложенным выше, для реализации экономической политики государства, программ экономического и социального развития в статье 15 Закона Украины “О стандартизации” установлено “право собственности на национальные стандарты, правила сложившейся практики, классификаторы и каталоги принадлежит государству”. В этой статье также обращено внимание на частный случай, когда стандарт может разрабатываться на продукцию и процесс, которые являются объектами стандартизации и одновременно объектами интеллектуальной или промышленной собственности. Если разработчик стандарта получил разрешение от владельца прав на продукцию или процесс в установленном законом порядке. Такой случай может быть в случае отсутствия альтернативного объекту стандартизации. Из этого вытекает, что объект интеллектуальной или промышленной собственности может быть объектом стандартизации, когда “снято” ограничение относительно его применения заинтересованными сторонами.
Очевидно, что применение норм патентного права, исключительного права относительно объектов авторского права или права интеллектуальной собственности или других ограничительных прав к национальным стандартам или объектам стандартизации противоречит принципам государственной политики в сфере стандартизации, самой сути стандартизации и ее цели, а также процедурам разработки стандартов, прежде всего таких как их обнародование, консенсус и т.п.
Стандарты являются объектом отношений в сфере научно-технической информации. Согласно Закону Украины “О научно-технической информации” научно-техническая информация - это документ или публично раскрытые сведения об отечественных и зарубежных достижениях науки, техники и производства, полученные в результате научно-исследовательской, исследовательско-конструкторской, проектно-технологической, производственной и общественной деятельности.
В части ведомственной инструкции бывшего СССР относительно экспертизы объектов техники на патентную чистоту, которая утверждена в 1974г., уместно указать, что она была принята для других социально-экономических условий и другого статуса стандартов, когда они были обязанности.В данный момент  стандарты применяются на добровольных началах, за исключением случаев, когда применение этих стандартов требуют технические регламенты, которые определены ст.11 Закона Украины “О стандартизации”.
Вопрос применения указанной инструкции урегулирован п.5 Заключительных положений Закона Украины “О стандартизации”, где установлено, что законодательные и другие нормативно-правовые акты применяются в случаях, которые не противоречат этому Закону.
Следует отметить, что, учитывая требования Мировой организации торговли, а также принципы международных и европейских организаций стандартизации относительно приоритетности внедрения международных и региональных (европейских) стандартов как национальных, сейчас в Украине разрабатывается и принимается около 80% национальных стандартов, которые гармонизованы с соответствующими международными и европейскими. Урегулирование вопроса патентной чистоты международных стандартов осуществляется их разработчиками согласно порядку, который определено общими директивами Международной организации стандартизации (ISO) и Международной электротехнической комиссии (IEC): ISO/IEC Directives - Part 1: Procedure for the technical work (Fourth edition): 2001 и ISO/IEC Directives - Part 2: Rules for structure and drafting of International Standards (Fourth edition):2001.”
***
            Чтобы понять статус Государственных стандартов в современной рыночной экономике, на примере рассмотрим путь сыра, который попал к нам на стол:
  • Мы вероятнее все  купили его в супермаркете;
  • Супермаркет предложил, выбранный нами сыр этикеткой, на которой в обязательном порядке должен быть указан номер ТУ (технических условий);
  • ТУ на сыр не возможно получить без экспертизы на соответствие государственных стандартов;
  • Государственные стандарты на сыр должны не противоречить ст.15 Закона Украины «О стандартизации»: “Стандарт может разрабатываться на продукцию и процесс, которые являются объектами стандартизации и одновременно объектами интеллектуальной или промышленной собственности, если разработчик получил разрешение от владельца прав на продукцию или процесс в установленном законом порядке”.
 
Проблемы охраны интеллектуальной собственности во всем мире всегда есть на первом плане, поскольку это не просто юридическими или коммерческими вопросами, а вопросами, которые связаны с экономической безопасностью каждой страны. Об остроте вопросов контрафактной продукции говорит следующий документ, комментировать который  излишне:
Резолюция
«Борьба с интеллектуальным пиратством и контрафактной продукцией»
Принята 16 июля 2006г. в г. Санкт-Петербурге лидерами стран «Группы восьми»
(В G8 входят Великобритания, Германия, Канада, Россия, США, Франция и Япония)
 
  1. Мы подтверждаем нашу приверженность наращиванию индивидуальных и совместных усилий с целью борьбы с интеллектуальным пиратством и распространением контрафактной продукции, особенно в торговле пиратской и контрафактной продукцией, и отмечаем, что эти усилия будут способствовать устойчивому развитию мировой экономики, в том числе за счёт внедрения инноваций,  защите здоровья и безопасности потребителей во всём мире.
  2. Проблема борьбы с торговлей пиратской и контрафактной продукцией носит комплексный и, в условиях глобализации мировых экономических связей, трансграничный характер. Её решение возможно лишь путём индивидуальных и совместных усилий всех стран и соответствующих международных организаций. В этом контексте отмечаем полезность международных конгрессов и симпозиумов, на которых рассматриваются вопросы эффективной защиты и обеспечения соблюдения прав интеллектуальной  собственности.
  3. В целях продолжения начатой работы по противодействию интеллектуальному пиратству и распространению контрафактной продукции считаем необходимым усилить взаимодействие в этой области стран «Группы восьми» с другими государствами, а также с соответствующими международными организациями, в первую очередь с такими, как Всемирная организация интеллектуальной собственности (ВОИС), Всемирная торговая организация (ВТО), Всемирная таможенная организация, Интерпол, Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), Совет Европы.
  4. Мы считаем необходимым уделить приоритетное внимание совершенствованию и принятию законов, правил и/или процедур в целях усиления обеспечения соблюдения правил интеллектуальной собственности, повышения информированности гражданского общества и деловых кругов о правовых способах защиты и обеспечения соблюдения прав интеллектуальной собственности, опасности интеллектуального пиратства и контрафактной продукции, а также оказанию технического содействия развивающимся странам в данной области. Большое значение имеет также тесное сотрудничество между правоохранительными органами стран, включая таможенные органы.
  5. Считаем необходимым принять в ближайшей перспективе следующие конкретные меры, которые составляют основу плана работы «Группы восьми» по борьбе с интеллектуальным пиратством и  контрафактной продукцией:
- создать в каждой стране «Группы восьми» интернет-сайт, который содержал бы информацию для деловых кругов  и частных лиц о существующих механизмах и процедурах, необходимых для защиты и обеспечения соблюдения их прав интеллектуальной собственности в этой стране, об угрозах, которые несёт пиратство и распространение контрафактной продукции, общественному здоровью, безопасности, национальным интересам стран, потребителям и деловым кругам, а также о мерах, принимаемых на национальном и международном уровнях с целью борьбы с нарушениями в сфере интеллектуальной собственности, о соответствующем законодательстве и правоприменительной практике;
- поручить ОЭСР подготовить доклад, целью которого является оценка экономических последствий интеллектуального пиратства и распространения контрафактной продукции для  национальных экономик и обладателей прав на интеллектуальную собственность, а также для общественного здоровья и безопасности;
- в сотрудничестве с ВОИС, ВТО, ОЭСР, Интерполом и Всемирной таможенной организацией разработать и начать осуществлять «плотные» проекты по оказанию технического содействия в рамках «Группы восьми» в заинтересованных развивающихся странах с целью создания необходимых условий для борьбы с торговлей контрафактной и пиратской продукцией;
- улучшить применение правоохранительных мер, принимаемых на границе, путём повышения координации действий таможенных служб и обмена информацией об обеспечении правоприменения и о наилучшей практике для более целенаправленной борьбы с торговлей контрафактной продукцией и преступностью в области интеллектуальной собственности на границах, включая изучение эффективных подходов, осуществляемых таможенными органами стран «Группы восьми» в качестве моделей для более широкого сотрудничества;
- подготовить рекомендации, направленные на улучшение совместных действий стран «Группы восьми» для борьбы с тяжкими преступлениями и организованной преступностью в области прав интеллектуальной собственности.
      Мы дадим указания нашим экспертам изучить возможности усиления международной законодательной базы, относящейся к обеспечению соблюдения прав интеллектуальной собственности.
6. Учитывая значительные объёмы пиратской и контрафактной продукцией, которая зачастую связана с организованной преступностью, экономический, политический и моральный ущерб, наносимый правонарушениями и преступлениями в сфере интеллектуальной собственности, мы будем и в дальнейшем продолжать уделять  неослабное внимание развитию сотрудничества с целью существенно сократить мировую торговлю пиратской и контрафактной продукцией, а также эффективной борьбе против транснациональных сетей, способствующих данной торговле.
***
 
Последняя реплика: «если 80% национальных стандартов, гармонизованы с соответствующими международными и европейскими, - то даёт ли это основание предположить, что экономика Украины на 80% зависит от международной и европейской интеллектуальной собственности ?!? Или просто не проведены поиски на «патентную чистоту» в отношении национальной интеллектуальной собственности…ведь письмо Госстандарта Украины не отвечает на вопрос где можно посмотреть отчёты о патентной чистоте действующий стандартов …