О сыре, ТУ, Государственных стандартах и интеллектуальной собственности... |
Из письма Государственного комитета Украины по вопросам технического регулирования и потребительской политики (Госстандарт Украины) № 1451-5-11/19 с 20.02.2007года: “Согласно статье 1 Закона Украины “О стандартизации” “стандарт – документ, разработанный на основе консенсуса и утвержденный уполномоченным органом, который устанавливает предназначенные для общего многоразового использования правила, инструкции или характеристики, которые касаются деятельности или ее результатов, включая продукцию, процессы или услуги, соблюдение которых является необязательным”. Стандарт - это признанное специалистами и заинтересованными сторонами техническое правило. Стандартизация направлена на достижение оптимальной степени упорядочения в определенной сфере, результатом которой являются повышения степени соответствия продукции, процессов и услуг их функциональному назначению, устранению барьеров в торговле и содействию научно-техническому сотрудничеству. В статье 5 указанного Закона среди основ государственной политики в сфере стандартизации установлены нормы:
Одновременно Хозяйственный кодекс Украины (статья 12) определяет стандартизацию как один из основных средств регулирующего влияния государства на деятельность субъектов хозяйствования. Согласованно с изложенным выше, для реализации экономической политики государства, программ экономического и социального развития в статье 15 Закона Украины “О стандартизации” установлено “право собственности на национальные стандарты, правила сложившейся практики, классификаторы и каталоги принадлежит государству”. В этой статье также обращено внимание на частный случай, когда стандарт может разрабатываться на продукцию и процесс, которые являются объектами стандартизации и одновременно объектами интеллектуальной или промышленной собственности. Если разработчик стандарта получил разрешение от владельца прав на продукцию или процесс в установленном законом порядке. Такой случай может быть в случае отсутствия альтернативного объекту стандартизации. Из этого вытекает, что объект интеллектуальной или промышленной собственности может быть объектом стандартизации, когда “снято” ограничение относительно его применения заинтересованными сторонами. Очевидно, что применение норм патентного права, исключительного права относительно объектов авторского права или права интеллектуальной собственности или других ограничительных прав к национальным стандартам или объектам стандартизации противоречит принципам государственной политики в сфере стандартизации, самой сути стандартизации и ее цели, а также процедурам разработки стандартов, прежде всего таких как их обнародование, консенсус и т.п. Стандарты являются объектом отношений в сфере научно-технической информации. Согласно Закону Украины “О научно-технической информации” научно-техническая информация - это документ или публично раскрытые сведения об отечественных и зарубежных достижениях науки, техники и производства, полученные в результате научно-исследовательской, исследовательско-конструкторской, проектно-технологической, производственной и общественной деятельности. В части ведомственной инструкции бывшего СССР относительно экспертизы объектов техники на патентную чистоту, которая утверждена в 1974г., уместно указать, что она была принята для других социально-экономических условий и другого статуса стандартов, когда они были обязанности.В данный момент стандарты применяются на добровольных началах, за исключением случаев, когда применение этих стандартов требуют технические регламенты, которые определены ст.11 Закона Украины “О стандартизации”. Вопрос применения указанной инструкции урегулирован п.5 Заключительных положений Закона Украины “О стандартизации”, где установлено, что законодательные и другие нормативно-правовые акты применяются в случаях, которые не противоречат этому Закону. Следует отметить, что, учитывая требования Мировой организации торговли, а также принципы международных и европейских организаций стандартизации относительно приоритетности внедрения международных и региональных (европейских) стандартов как национальных, сейчас в Украине разрабатывается и принимается около 80% национальных стандартов, которые гармонизованы с соответствующими международными и европейскими. Урегулирование вопроса патентной чистоты международных стандартов осуществляется их разработчиками согласно порядку, который определено общими директивами Международной организации стандартизации (ISO) и Международной электротехнической комиссии (IEC): ISO/IEC Directives - Part 1: Procedure for the technical work (Fourth edition): 2001 и ISO/IEC Directives - Part 2: Rules for structure and drafting of International Standards (Fourth edition):2001.” *** Чтобы понять статус Государственных стандартов в современной рыночной экономике, на примере рассмотрим путь сыра, который попал к нам на стол:
Проблемы охраны интеллектуальной собственности во всем мире всегда есть на первом плане, поскольку это не просто юридическими или коммерческими вопросами, а вопросами, которые связаны с экономической безопасностью каждой страны. Об остроте вопросов контрафактной продукции говорит следующий документ, комментировать который излишне: Резолюция «Борьба с интеллектуальным пиратством и контрафактной продукцией» Принята 16 июля 2006г. в г. Санкт-Петербурге лидерами стран «Группы восьми» (В G8 входят Великобритания, Германия, Канада, Россия, США, Франция и Япония)
- создать в каждой стране «Группы восьми» интернет-сайт, который содержал бы информацию для деловых кругов и частных лиц о существующих механизмах и процедурах, необходимых для защиты и обеспечения соблюдения их прав интеллектуальной собственности в этой стране, об угрозах, которые несёт пиратство и распространение контрафактной продукции, общественному здоровью, безопасности, национальным интересам стран, потребителям и деловым кругам, а также о мерах, принимаемых на национальном и международном уровнях с целью борьбы с нарушениями в сфере интеллектуальной собственности, о соответствующем законодательстве и правоприменительной практике; - поручить ОЭСР подготовить доклад, целью которого является оценка экономических последствий интеллектуального пиратства и распространения контрафактной продукции для национальных экономик и обладателей прав на интеллектуальную собственность, а также для общественного здоровья и безопасности; - в сотрудничестве с ВОИС, ВТО, ОЭСР, Интерполом и Всемирной таможенной организацией разработать и начать осуществлять «плотные» проекты по оказанию технического содействия в рамках «Группы восьми» в заинтересованных развивающихся странах с целью создания необходимых условий для борьбы с торговлей контрафактной и пиратской продукцией; - улучшить применение правоохранительных мер, принимаемых на границе, путём повышения координации действий таможенных служб и обмена информацией об обеспечении правоприменения и о наилучшей практике для более целенаправленной борьбы с торговлей контрафактной продукцией и преступностью в области интеллектуальной собственности на границах, включая изучение эффективных подходов, осуществляемых таможенными органами стран «Группы восьми» в качестве моделей для более широкого сотрудничества; - подготовить рекомендации, направленные на улучшение совместных действий стран «Группы восьми» для борьбы с тяжкими преступлениями и организованной преступностью в области прав интеллектуальной собственности. Мы дадим указания нашим экспертам изучить возможности усиления международной законодательной базы, относящейся к обеспечению соблюдения прав интеллектуальной собственности. 6. Учитывая значительные объёмы пиратской и контрафактной продукцией, которая зачастую связана с организованной преступностью, экономический, политический и моральный ущерб, наносимый правонарушениями и преступлениями в сфере интеллектуальной собственности, мы будем и в дальнейшем продолжать уделять неослабное внимание развитию сотрудничества с целью существенно сократить мировую торговлю пиратской и контрафактной продукцией, а также эффективной борьбе против транснациональных сетей, способствующих данной торговле. *** Последняя реплика: «если 80% национальных стандартов, гармонизованы с соответствующими международными и европейскими, - то даёт ли это основание предположить, что экономика Украины на 80% зависит от международной и европейской интеллектуальной собственности ?!? Или просто не проведены поиски на «патентную чистоту» в отношении национальной интеллектуальной собственности…ведь письмо Госстандарта Украины не отвечает на вопрос где можно посмотреть отчёты о патентной чистоте действующий стандартов … |