Относительно определения ущерба правам на ОИС...

Относительно определения ущерба правам на ОИС...
 
Во времена бывшего СССР объекты интеллектуальной собственности с 1932 года были исключены из хозяйственного обращения на основании принятия Постановления Совета Народных Комисарів «Об изобретениях, рационализаторских предложениях и технических усовершенствованиях».
Во времена Великой Отечественной войны прошлого столетия, позиция руководства СССР относительно стимулирования изобретательства нашла проявление в следующем:
«О ПОДОХОДНОМ НАЛОГЕ С НАСЕЛЕНИЯ
Указ Президиума Верховного Совета СССР
от 30 апреля 1943г.
(извлечение)
Статья 2
Освобождаются от обложения налогом:
д) граждане, получающие вознараждение за свои изобретения, на которые выданы авторские свидетельства, или за технические усовершентсвования в размере не более 1000 руб. за каждое изобретение или усовершенствование, - по этому вознаграждению.
            В тех случаях, когда вознаграждение за изобретение или усовершенствование превышает 1000р., налог исчисляется со всей суммы вознаграждения за вычетом 1000руб. отдельно по каждому изобретению или усовершенствованию…»
 
            15января 1974 года был утвержден документ, который имеет название «ИНСТРУКЦИЯ ПО ОПРЕДЕЛЕНИЮ РАЗМЕРА ВОЗНАГРАЖДЕНИЯ ЗА ИЗОБРЕТЕНИЯ И РАЦИОНАЛИЗАТОРСКИЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ» (утверждена председателем Государственного комитета Совета Министров СССР по делам изобретений и открытий 15 января 1974г. Согласована с Госпланом СССР, Государственным  комитетом Совета Министров СССР по науке и технике, Государственным комитетом Совета Министров СССР по вопросам труда и заработной платы, Министерством финансов СССР и ВЦСПС). Зміст якої зокрема визначав:
«…14. Размер единовременного поощрительного вознаграждения устанавливается от 20 до 200 рублей за одно изобретение, но не более 50 рублей одному лицу.
18. Вознаграждение за использование изобретения в народном хозяйтсве СССР выплачивает автору (соавторам) в течение 5-ти лет с начала  использования изобретения на предприятии, в организации или учреждении.
            Если использование изобретения началось до выдачи авторского свидетельства, то 5-летний срок использования изобретения исчисляется с начала использования изобретения.
            ….
            Экономия от использования изобретения должна быть подсчитана до 15 января следующего за отчётным года.
19. По изобретению, создающему экономию, вознаграждение за его использование выплачивается автору в размере 2% суммы экономии, полученной в каждом календарном году.
            В последующие годы в пределах 4-х лет годовая экономия рассчитывается с учётом объёма использования изобретения на данном предприятии в каждом календарном году.
22. Вознаграждение за использование изобретения исчисляется отдельно по каждому основанию, предусмотренному пунктом 16 настоящей Инструкции, однако общий размер выплачиваемого по всем этим основаниям вознаграждения за одно изобретение не должен превышать 20тыс.руб...»
 
«До принятия соответствующих актов законодательства Украины на территории республики применяются акты законодательства  Союза ССР по вопросам, которые не урегулированы законодательством Украины», - именно такое содержание имеет Постановление Верховной Рады Украины «О порядке временного действия на территории Украины отдельных  актов законодательства Союза ССР» № 1545-ХП от 12 сентября 1991 года.
Если вышеупомянутые положения о вознаграждении уже редактировались условиями рыночной экономики и являются противоречивыми по отношению того, что «общий размер выплачиваемого по всем этим основаниям вознаграждения за одно изобретение не должен превышать 20тыс.руб...», - то никто пока не сделал достоянием гласности судебное постановление или другой правовой акт об отмене следующего документа эпохи СССР.
Так, 15 декабря 1975 года втупила в действие «ИНСТРУКЦИЯ ПО ЭКСПЕРТИЗЕ ОБЪЕКТОВ ТЕХНИКИ НА ПАТЕНТНУЮ ЧИСТОТУ», яку було затерджено постановою Державного комітета Ради Міністрів СРСР в справах винаходів та відкриттів 29.01.1974р. Так:
«1.1.2.Патентная чистота – это юридическое свойство объекта, заключающееся в том, что он может свободно использован в данной стране без опасности нарушения действующих на её территории патентов исключительного права, принадлежащих третьим лицам. Отсюда следует, что обладающими патентной чистотой в отношении какой-либо страны называются такие  объекты, которые не попадают под действие патентов на изобретение, полезные модели или промышленные образцы, выданных уполномоченным патентным ведомством и имеющих силу на территории данной страны. Кроме того, объекты не должны нарушать зарегистрированные товарные знаки, а также фирменные наименования и указания о происхождении товаров.
            В мировой практике встречаются и другие термины для определения понятия о патентной чистоте, например, «свобода от охраняемых патенных прав» (США)…
1.1.3. Хотя к нарушению патента может привести реализация, экспонирование или предложение к продаже на территории страны только конкретного материального объекта (устройства, спсоба, вещества), однако общепринятым является распространение понятия «патентная чистота» и на техническую документацию, по которой выпускается или будет выпускаться данный объект ( в том числе проекты предприятий, стандарты, технологическая документация и т.д.)…..
1.1.5. Патентная чистота является понятием относительным, т.е. определяется только в отношении конкретных стран и только на определённую дату. Это полностью связано с территориальным и временным (срочным) действием патентов. Объект, не обладающий патентной чистотой в отношении ряда стран, где он подподает под действующие там патенты, может вместе с тем обладать патентной чистотой в отношении всех остальных стран, где таких патентов нет. Тот же объект с течением времени будет обладать патентной чистотой и в отношении стран, где утратят силу (в связи с истечением срока действия или по другим причинам) патенты, под действие которых он подпал ранее….
1.2.3…Как правило, для вновь создаваемых объектов эта экспертиза проводится с целью обеспечения их патентной чистоты и должна являться составной частью общих патентных исследований, выполняемых как перед началом, так и в ходе разработки. Это относится к  опытно-конструкторским работам, разработке новых объектов, проектированию предприятий и других объектоа капитального строительства, а также к разработке проектов стандартов.
5.9.1. Экспертиза проектов стандартов на патентную чистоту имеет целью обеспечение патентной чистоты продукции, которая будет выпускаться в соотвествии с данным стандартом, а также способов (технологии) её изготовления, котнроля, испытаний и измерений, если такие способы регламентриуются стандартом. Стандарт (проект стандарта) следует считать обладающим патентной чистотой в тех случаях, когда выполнение регламентируемых им норм и требований не может повлечь за собою нарушение патентов, дествующих в СССР и других странах.
5.9.2. Особенности экспертизы стандарта на патентную чистоту связаны с тем, что, в отличие от другой технической документации, по которой выпускается объект, стандарт включает лишь часть технических решений даного объекта, а в ряде случаев вообще их не содержит, регламентируя только комплекс требований к объекту (к его качеству, размерам и т.д.), но не определяя конкретных технических решений, с помощью которых эти требования должны быть выполнены. В силу этого для обеспечения патентной чистоты стандартизируемой продукции недостаточно обеспечить патентную чистоту стандарта (хотя это во всех случаях явлвется обязательным условем) – помимо этого необходимо также обеспечить патентную чистоту всех остальных технических решений и других элементов (в том числе технической эстетики, маркировки и пр.), не регламентируемых стандартом, но реализуемых в данном объекте.
5.9.3. Первым этапом экспертизы проекта стандарта на патентную чистоту является выявление в нём тех элементов, которые могут оказать влияние на патентную чистоту стандартизируемой продукции и в силу этого должны быть проверены при разработке стандарта. Как правило, проверке в отношении патента на изобретение подлежат:
            Все конструктивные элементы, определяющие общую компоновку (в том числе кинематическую или электрическую схему) и конструкцию стандартизируемого объекта, его блоков, узлов, механизмов или деталей. При этом имеет значение, где  указаны такие элементы – на чертежах ( в самом стандарте или приложениях к нему) или в тексте.
5.9.6. В отношении полезных моделей проекты стандартов, как правило, проверке неподлежат независимо от вида и категории стандарта и характера стандартизируемого объекта (за исключением отдельных случаем разработки проекта стандарта на особо массовый вид изделий, в том числе комплектующих, возможность экспорта которых в страны с охраной полезных моделей достаточно велика).
5.9.7. Проекты стандартов, не содержащие норм, указаний, требований и других элементов, перечисленных в пунктах 5.9.3.-5.9.5., проверке не подлежат и заведомо считаются обладающими патентной чистотой, поскольку они не могут повлиять на патентную чистоту стандартизуемой продукции…».
 
Согласно подпункта 16.1.1. «Вступление в Мировую Организацию Торговли (СОТ)» «Программы интеграции Украины в Европейский Союз», одобренной Указом Президента Украины от 14.09.2000г. №1072\2000, среднесрочными приоритетами ( 2002-2003года) предусмотрено гармонизацию украинского законодательства к нормам и принципам ГАТТ/СОТ относительно соответствия практики и законодательства в сфере технического регулирования (стандартизация и сертификация). Так, пунктом 4.6. Закона Украины «Об Общегосударственной программе адаптации законодательства Украины к законодательству Европейского Союза» № 1629-ІУ от 18 марта 2004 года определен перечень законодательных актов относительно сертификации и стандартизации, которые нуждаются в изменениях. К таким, в частности отнесены:
1) Указ Президента Украины "О некоторых мероприятиях по дерегулювання предпринимательской деятельности" от 23 июля 1998 года N 817/98;
2) Декрет Кабинета Министров Украины "О стандартизации и сертификации" от 10 мая 1993 года N 46-93;
3) Постановление Кабинета Министров Украины "Об определении Торгово-промышленной палаты уполномоченным органом по выдачи сертификатов о происхождении товара" от 25 февраля 2003 года N 255 (Вступил в силу с 1 января 2004 года);
4) Постановление Кабинета Министров Украины "Об утверждении Порядка верификации сертификатов о происхождении товаров из Украины" от 12 декабря 2002 года N 1861 (Вступил  в силу с 1 января 2004 года);
5) Постановление Кабинета Министров Украины "Об утверждении описания и правил применения национального знака соответствия" от 29 ноября 2001 года N 1599;
6) Постановление Кабинета Министров Украины "Об утверждении положения по вопросам распространения экземпляров аудиовизуальных произведений и фонограмм" от 13 октября 2000 года N 1555;
7) Постановление Кабинета Министров Украины "О перемещении через таможенную границу сельскохозяйственной продукции, которая ввозится для переработки" от 19 июня 1998 года N 931;
8) Постановление Кабинета Министров Украины "Об утверждении Порядка таможенного оформления импортных товаров (продукции), которые подлежат обязательной сертификации в Украине" от 4 ноября 1997 года N 1211;
9) Постановление Кабинета Министров Украины "Об утверждении Порядка выдачи сертификатов на ввоз в Украину и вывоз из Украины наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров" от 3 февраля 1997 года N 146;
10) Постановление Кабинета Министров Украины "Об утверждении Положения о производстве, хранении, продаже марок акцизного сбора и маркирование алкогольных напитков и табачных изделий и Порядка реализации или уничтожение конфискованных алкогольных напитков и табачных изделий" от 24 октября 1996 года N 1284;
11) Постановление Кабинета Министров Украины "О верификации сертификатов о происхождении товаров из Украины" от 30 июля 1996 года N 846;
12) Приказ Службы безопасности Украины, Министерства здравоохранения Украины "Об утверждении Инструкции о порядке согласования со Службой безопасности Украины выдачи сертификатов на ввоз в Украину и вывоз из Украины наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров" от 23 сентября 2002 года N 224/350;
13) Приказ Государственного комитета стандартизации, метрологии и сертификации Украины "Об утверждении Перечня продукции, которая подлежит обязательной сертификации в Украине" от 30 августа 2002 года N 498;
14) Приказ Государственной таможенной службы "Об утверждении Порядка проведения таможенными органами проверки правильности определения страны происхождения товаров, которые ввозятся на таможенную территорию Украины на условиях соглашений о свободной торговле со странами СНГ" от 8 августа 2002 года N 433;
15) Приказ Министерства экологии и природных ресурсов Украины, Министерства аграрной политики Украины "Об утверждении Правил выдачи разрешений и сертификатов на ввоз в Украину и вывоз за ее границы образцов видов дикой фауны и флоры, которые являются объектами регулирования Конвенции о международной торговле видами дикой фауны и флоры, которые находятся под угрозой исчезновения" от 16 апреля 2002 года N 147/110;
16) Приказ Государственной таможенной службы Украины "О порядке выдачи сертификата подтверждения доставки" от 4 января 2002 года N 9;
17) Приказ Государственной таможенной службы Украины "Об утверждении кодов дополнительных единиц измерения и учета" от 12 июля 2001 года N 473;
18) Приказ Государственного комитета стандартизации, метрологии и сертификации Украины, Государственной таможенной службы Украины "Относительно Порядка таможенного оформления импортных товаров (продукции), которые подлежат обязательной сертификации в Украине" от 7 декабря 2000 года N 701/701;
19) Приказ Министерства транспорта Украины "Об утверждении Инструкции об освобождении от выполнения требований международных конвенций во время конвенционной сертификации судов Украины" от 27 сентября 2000 года N 524;
20) Приказ Государственного комитета промышленной политики Украины, Государственной таможенной службы Украины "Об утверждении бланков документов строгого учета "Сертификат качества" и Инструкции о порядке изготовления, заказ, применение и хранение бланков документов строгого учета формы N СИЯ-1 "Сертификат качества" от 16 марта 2000 года N 31/138;
21) Приказ Министерства промышленной политики Украины, Государственной таможенной службы Украины "Об оформлении операций по экспорту слитков цветных металлов и их сплавов" от 3 ноября 1999 года N 382/703;
22) Приказ Госстандарта "Правила сертификации средств индивидуальной защиты работающих" от 14 июня 1999 года N 322;
23) Приказ Государственной таможенной службы Украины "Об утверждении Порядка проводки проверки сертификатов формы СТ-1 о происхождении товаров из Украины" от 11 ноября 1998 года N 713;
24) Приказ Государственной таможенной службы Украины "Об утверждении Инструкции о проводке проверки сертификатов формы СТ-1 о происхождении товаров из Украины" от 26 сентября 1997 года N 448;
25) Приказ Государственной таможенной службы Украины "Об утверждении Инструкции о порядке проводки проверки сертификатов формы "А" о происхождении товаров из Украины" от 25 апреля 1997 года N 187;
26) Приказ Государственной таможенной службы Украины "Об утверждении Положения о проводке таможенными органами верификации сертификатов о происхождении товаров из Украины" от 1 апреля 1997 года N 143;
27) Приказ Госстандарта Украины "Об утверждении Правил обязательной сертификации нефти и нефтепродуктов" от 16 января 1997 года N 19;
28) Приказ Госстандарта Украины "Об утверждении Перечня нормативных документов, эталонов, стандартных образцов и средств измерений, которые могут перемещаться через таможенную границу Украины с целью поверки или метрологической аттестации" от 22 мая 1996 года N 200;
29) Приказ Государственного таможенного комитета Украины "О внедрении новых классификаторов для использования при таможенном оформлении грузов" от 16 февраля 1995 года N 57.
 
Выше приведенный перечень документов лишь подчеркивает риск, предусмотренный ст.14 и ст.20 Декрета Кабинета Министров Украины "О стандартизации и сертификации" от 10 мая 1993 года N 46-93. Так, согласно последнему абзацу ст.14: «Центральный орган исполнительной власти по вопросам технического регулирования в пределах своей компетенции несет ответственность за соблюдение правил и порядка сертификации продукции
 
А пока, ссылка на «патентную чистоту» содержится лишь в двух документах:
  • в Перечне документации на объекты, которые подлежат екпертизе по энергосохранению, а также требования к ее составу, содержанию и объему (приказ Государственного комитета Украины по энергосбережению «Об утверждении Инструкции о порядке передачи документации и осуществления государственной экспертизы по энергосбережению на исполнение п.4 постановления Кабинета Министров от 15.07.1998г. №1094» от 09.03.1999г. №15, зарегистрированный в Минюсте 06.05.1999г. за №292\3585);
  • в подпункте 11.3. пункта 11. «Обеспечение прав интеллектуальной собственности» приказа Министерства промышленной политики Украины «Об утверждении Порядка конкурсного отбора инновационных проектов в сфере промышленности» от 30.05.2006г., №194, зарегистрированного в Минюсте 22.06.2006года за №736\12610.
 
Морально устрел, но, не смотря на Национальный стандарт №1, продолжает действовать общий приказ Фонда государственного имущества Украины, Государственного комитета по вопросам науки и технологий «Об утверждении Порядка экспертной оценки нематериальных активов» от 27 июля 1995 года  N969/97, зарегистрированный в Министерстве юстиции Украины 10 августа 1995 г. за N 292/828 .
Так, согласно п.14. выше указанного Порядка: «Экспертная оценка стоимости нематериальных активов, которые не отображены в бухгалтерском балансе объекта приватизации, осуществляется по формуле:
 
                              Гг
                       Вна = ---- - Вб ,
                              Ск
 
где Вна - стоимость нематериальных активов, не отображенных  в  ба-
         лансе, млн.крб.;
    Гг - балансовая прибыль объекта приватизации  после  вычета
   налога на прибыль за первое полугодие 1995 года  с
         учетом помесячной индексации, млн.крб.;
    Ск – ставка капитализации, которая равняется 0.12;
    Вб - стоимость целостного имущественного комплекса,  который определяется
         за балансом, составленным на дату приватизации, млн.крб.
 Учету подлежит лишь положительное значение Вна».
            
 
Судебный эксперт